Как рассчитывать портовые сборы

11 Июн

В марте 2012 года на отзыв в морские порты был направлен проект Методики определения и установления размера портовых сборов, взимаемых с судов в морских портах (причалах) Украины (в дальнейшем — Методика). Учитывая то, что речь идет о важном отраслевом нормативном документе, редакция попросила прокомментировать появление Методики независимого эксперта по вопросам портового ценообразования Всеволода ПОПОВА, много лет посвятившего разработке системы тарифов для морских портов СССР, Украины.

Принимая во внимание важность и значение данной статьи для морской экономики, приводим ее текст полностью.

— Я ознакомился с этим новым чрезвычайно важным документом, по которому должны рассчитываться ставки портовых сборов, являющихся основным источником средств, обеспе­чивающих безопасность судоходства в портовых водах Украины.

Известно, что в отличие от зару­бежных портов отечественные морские порты, находясь в жесткой системе на­логообложения, никаких субсидий от государства не получают. И непонятно, почему проект такого важного норма­тивного документа не был направлен (хотя бы для предварительного рассмо­трения) в ГП «УкрНИИМФ» — основ­ному разработчику действующей си­стемы портовых тарифов в Украине.

В конце концов, главное, чтобы этот документ позволил бы при стро­ительстве морских портов и перегру­зочных комплексов (причалов) произ­вести расчет уровня ставок портовых сборов, а действующим предприя­тиям дать экономически обоснован­ные предложения по корректировке действующих ставок, предусмотрен­ных Положением о портовых сбо­рах, утвержденным постановлением Кабмина Украины 12 октября 2000 года № 1544 (с изменениями).

Но, к сожалению, следует отметить, что предложенная Методика не позво­ляет произвести изначальный расчет базисных ставок портовых сборов при строительстве морских портов либо пе­регрузочных комплексов (причалов), на которых, кроме производства гру­зовых операций, будет осуществлять­ся обслуживание судов, оплачиваемых портовыми сборами.

Так, в Методике, исходя из годовых затрат предприятий и необходимой прибыли (стоимости услуг предприятия), общей валовой вместимости всех типов судов (а не облагаемой портовыми сборами), посетивших предприятие за годовой период, определяется общий уровень ставок по каждому сбору.

Естественно, что такой средний (обе­зличенный) уровень стоимости услуг, определенный по каждому портовому сбору, не может быть принят за основу расчета их базисных ставок. Это объ­ясняется тем, что общая валовая вме­стимость всех типов судов, посетивших предприятия, значительно превышает валовую вместимость судов, облагае­мую портовыми сборами. Хотя бы по­тому, что общая валовая вместимость судов включает суда, освобождаемые от оплаты сборов.

При определении общей облагае­мой портовыми сборами вместимости судов следует учитывать суда кабо­тажного плавания, для которых став­ки всех портовых сборов на порядок ниже, чем для судов в заграничном плавании. Кроме того, по некоторым сборам предусматриваются опреде­ленные скидки (например, линейным судам — 20-процентная скидка при взимании корабельного сбора, с пас­сажирских судов взимается корабель­ный сбор с 50-процентной скидкой и всего лишь два раза в год при заходе в один и тот же порт и т.д.).

При определении общей облагае­мой валовой вместимости судов долж­ны также учитываться и коэффици­енты для специализированных судов, приведенные в проекте новой редак­ции упомянутого Положения о пор­товых сборах.

Если же определять ставки порто­вых сборов в соответствии с предла­гаемой Методикой, то они будут нео­боснованно занижены.

Далее. Приведенный в пункте 4.2 Методики способ корректировки, рас­считанный по формуле 6 общего уров­ня ставок, а также его уточнения для каждой группы судов по каждому виду плавания, осуществляется «эмпириче­ским методом» пропорционально плано­вой сумме затрат предприятий, связан­ных с оказанием услуг, оплачиваемых различными видами портовых сборов для каждой группы судов. При этом при расчетах авторами используется запланированный объем услуг пред­приятия, представляющий собой сум­марную за календарный год ту же об­щую (а не облагаемую, учитывающую условия взимания каждого портового сбдра) валовую вместимость всех ти­пов судов, что, по моему мнению, не­правильно.

Это примерно то же самое, что опре­делять стоимость одной пары обуви для обувной фабрики, исходя из общего количества обуви, выпущенной ею за определенный период, с последующей корректировкой этой средней стоимо­сти без учета количества и качества материала, необходимого на производство одной пары мужской, женской и детской обуви, различий их размеров, сезонности и т.д.

Это все относится к общим принци­пам ценообразования. ГП «УкрНИИМФ» при разработке базисных ставок порто­вых сборов действующего Положения о портовых сборах исходил не из обе­зличенной стоимости услуг предприя­тия, приходящейся на единицу вбщей валовой вместимости всех типов судов, зашедших в порт за календарный год, а из стоимости, приходящейся на еди­ницу условного показателя облагаемого судооборота, учитывающего упомяну­тые факторы. Такой показатель рас­считывался по каждому порту и каж­дому виду портовых сборов с учетом условий их взимания.

Используемый ГП «УкрНИИМФ» принцип расчета ставок портовых сборов (в отличие от предложенно­го Методикой) позволяет произвести изначальный расчет базисных ставок портовых сборов для любого строя­щегося порта и перегрузочного ком­плекса (причала), производственной деятельностью которых предусматри­вается оказание услуг судам, оплачи­ваемых портовыми сборами, а также корректировку действующих ставок этих сборов, взимаемых существую­щими предприятиями.

Согласно табл. 3 приложения к Методике, показатель производствен­ной деятельности по каждому предпри­ятию рассчитывается за предшествую­щий и на последующий год, исходя из общего количества судов и их общей валовой вместимости, определенной путем применения к условному объе­му всех судов коэффициента 0,353. В примечании к этой таблице указывает­ся, что этот коэффициент, «рассчитан­ный теоретически системой Мурсома», является величиной для перевода ве­совой категории судов в объемную».

В таком случае непонятно, почему разработчики Методики при переводе условного объема судов (объемной ве­личины) в их валовую вместимость (в другую объемную величину) пользу­ются упомянутым коэффициентом?

Этот коэффициент предлагается в Методике использовать и для пере­вода условного объема в валовую вме­стимость для судов, в Международном мерительном свидетельстве которых не определена валовая вместимость.

При разработке ГП «УкрНИИМФ» с участием ведущих специалистов отрас­ли проекта новой редакции Положения о портовых сборах пересчет ставок сбо­ров на новый базис их начисления (с валовой вместимости судов) произво­дился с помощью разработанных ин­ститутом коэффициентов.

Эти коэффициенты представляют собой соотношение модуля судов к их валовой вместимости, указанной в Международном Мерительном свиде­тельстве судна в соответствии с поло­жениями Международной Конвенции по обмеру судов 1969 года.

Произведенные институтом иссле­дования показали, что коэффициенты соотношения модуля и валовой вмести­мости судов зависят не только от их специализации, грузоподъемности и пассажировместимости судов, но и от года их постройки (возраста судов). На уровень коэффициентов влияют так­же особенности реконструкции судов и другие факторы.

Если определять ставки портовых сборов в соответствии с предлагаемой Методикой, то они будут необоснованно занижены.

Однако основным фактором, влия­ющим на уровень коэффициентов, яв­ляется специализация судов. Поэтому для соблюдения основного требования — недопущения существенного измене­ния уровня расходов судов на оплату портовых сборов (и соответственно до­ходов предприятий от портовых сбо­ров) при переходе на новый базис их взимания — ГП «УкрНИИМФ» были предложены различные коэффициен­ты для универсальных сухогрузных и специализированных судов. В этой свя­зи применение в Методике единого ко­эффициента (0,353), предназначенного для перевода весовой категории судов в объемную, считаю неправомерным. Это приведет к необоснованному изме­нению уровня расходов судовладельцев на оплату портовых сборов (изменению уровня соответствующих доходов пор­тов), при переходе на новый базис их взимания.

В Методике не указывается, какая часть расходов по содержанию при­чальных сооружений и прилегающих к ним территорий предприятий должна приниматься при расчетах причально­го сбора — от этого зависит величина ставки этого сбора. При разработке ин­ститутом действующей системы порто­вых тарифов расходы морских портов по содержанию причальных сооруже­ний и прилегающих к ним территорий предусматривалось компенсировать до­ходами от сборов и платы за услуги, оказываемые грузовладельцам и судов­ладельцам. При этом основная часть этих расходов (95%) была отнесена на грузовладельцев и только 5% — на су­довладельцев для компенсации при­чальным сбором.

Затраты по содержанию причаль­ных сооружений и прилегающих к ним территорий, отнесенные на грузовла­дельцев, были положены в основу фор­мирования базисного уровня аккордных ставок за производство погрузочно-разгрузочных работ, а также платы за использование указанных соору­жений портов, когда эти работы вы­полняются силами и средствами кли­ентуры. Аккордные ставки и плата за использование причалов взимаются с грузовладельцев согласно действу­ющему Сборнику тарифов на работы и услуги, предоставляемые грузовла­дельцам морскими портами Украины, утвержденному приказом Минтранса от 31 октября 1995 г. № 392 в редак­ции Минтранса от 12 марта 2003 г. № 188 (с изменениями).

Действующий Порядок учета и ис­пользования средств от портовых сбо­ров, утвержденный приказом Мин­транса от 25 августа 2004 г. № 783, предусматривает использование средств от причального сбора на содержание портовых причальных сооружений и территорий. О конкретном распределе­нии этих затрат портов между грузов­ладельцами и судовладельцами указы­вается в Методических рекомендациях расчета себестоимости погрузочно-разгрузочных работ в портах, утверж­денных приказом Минтранса от 20 де­кабря 2005 г. № 267.

В Методике не указывается, как определяются планируемые (на по­следующий год) расходы при расчете ставок портовых сборов.

Известно, что морские порты, в от­личие от большинства промышленных предприятий, в значительной степе­ни подвержены влиянию стихии. Это влияние особенно сказывается на ве­личине заносимости подходных к пор­там каналов и акваторий портов. В затратах предприятий на содержание указанных гидротехнических сооружений расходы на их ремонтное зем­лечерпание занимают основной объем (до 90 %). То есть в основном эти за­траты определяют уровни ставок со­ответственно канального и корабель­ного сборов, доходы предприятий от которых составляют основную долю средств, направляемых на содержа­ние их гидротехнических сооружений.

Учитывая, что степень заносимости подходных к портам каналов и акваторий по годам значительно раз­личается, институт при определении расходов на ремонтное землечерпание указанных гидротехнических сооруже­ний на планируемый период исходил из среднегодовых (за период 5-8 лет) объемов их выполнения и планируемой стоимости разработки 1 куб. м грун­та. Это позволило приблизить плани­руемый уровень затрат предприятий к фактическим их издержкам по со­держанию подходных к портам кана­лов и акваторий при расчете соответ­ствующих базовых ставок.

При расчетах базисного уровня ста­вок портовых сборов должна быть про­изведена проверка принципа их расчета на примере конкретных портов. Суть этой проверки заключается в необходи­мости выйти на запланированные дохо­ды порта, положенные в основу расчета ставок любого портового сбора, путем их взимания согласно разработанным условиям. Поэтому я предлагаю раз­работчикам рассмотренной Методики произвести элементарную проверку по­лученных ими ставок портовых сборов на примере конкретного порта.

Учитывая то, что портовые сбо­ры, являясь единственным источни­ком средств на содержание и развитие| портовых гидротехнических сооруже­ний, обеспечивающих безопасность су-| доходства в портовых водах Украины, определяют уровень расходов судовла­дельцев, следовательно, привлекатель­ность отечественных морских портов на рынках портовых услуг, такая про­верка является обязательной.

В заключение повторюсь: Методика не позволяет производить расчеты ста­вок портовых сборов. Если разработчи­ками Методики предусматривался не расчет, а корректировка действующего уровня ставок портовых сборов, считаю, что примененный для этого сложный механизм использования общего судо­оборота портов не верен. Такую кор­ректировку можно осуществить очень просто — с помощью коэффициентов. Коэффициенты рассчитываются по каж­дому сбору из отношения соответству­ющих сбору расходов предприятия на планируемый период (с учетом норма­тивной прибыли) к планируемым дохо­дам предприятия от сбора при действу­ющих его ставках и условиях взимания, предусмотренных Положением о пор­товых сборах.

Автор: В. Попов

Источник: Порты Украины. – 2012. – № 4. – С. 26 – 28.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *